Июл 302012
 

Ошибки в медицинских новостях бывают разные. Сначала расскажем о непреднамеренных. Вот, например, MIGNews откуда-то перепечатали новость про то, как таблетки от мигрени лечат от запоя.

MIGNews слегка обсчитались с дозой

Прежде всего, дела обстоят не совсем так, как отражено в новости, в этом можно легко убедиться, прочитав оригинал отчета об исследовании в Журнале Американской медицинской ассоциации (JAMA).

Особенно это касается расхождений в количестве потребляемого спиртного. В оригинале статьи говорится: мужчины в неделю выпивали не менее 35 стандартных дринков, а женщины — не менее 28. А в новости MIGNews — не менее 12 бутылок пива в день! Причем и пиво, и цифру 12 новостники придумали сами. 1 дринк примерно равен 0,33 литрам пива. То есть исследователи вели речь о дозе спиртного, эквивалентной 1,65 литра пива в день. Что, согласитесь, слегка меньше, чем 12 бутылок. К тому же, любой нарколог скажет, что пациенты с такой выраженной алкогольной зависимостью переходят на крепкое спиртное — водку (в российском варианте) или виски (если речь идет о США). Именно крепкие напитки наиболее выгодны в плане соотношения «доза-эффект».

Как и фраза насчет «полностью излечивает от алкогольной зависимости» — чистой воды выдумка новостника. Не существует пока что методик или препаратов, позволяющих полностью излечить алкоголизм.

***

Классическая ошибка из-за невладения темой. Как известно, 10 октября отмечался Всемирный день психического здоровья. Челябинский сайт «Алое поле» подготовил Топ-5 успокоительных препаратов. В нем, среди прочего, есть вот такой абзац:

Это действительно классический миф. Как бывший военный врач, отработавший в том числе и в войсковом звене (в учебном мотострелковом полку), могу объяснить, откуда этот миф произошел. Итак. Весной положено дополнительно обеспечивать молодые солдатские организмы витаминами. В частности, витамином С (аскорбиновой кислотой). Солдат-срочников в части много, иногда тысячи, всем по порядку витаминку не дашь, поэтому медицинская служба части получает аскорбиновую кислоту в виде порошка. Этот порошок добавляется в холодное третье блюдо (компот, если перевести на русский язык). Итак, картина: солдаты видят, как весной врач сыпет какой-то порошок в чан с компотом. Ну и о чем они подумают? 🙂 Уж явно не о витаминах.

Насчет «средства регулирования потенции до неопасного состояния у 20-летнихпарней». Во-первых, далеко не все20-летниепарни на гражданке ведут регулярную половую жизнь. И ничего, обходятся ведь как-то 😉 Во-вторых, первые полгода в армии сопряжены с такими физическими и психологическими нагрузками, что единственная мысль в этот период — добраться до подушки и уснуть. В-третьих, систему саморегуляции в виде поллюций никто не отменял. Равно как и солитарное сексуальное поведение, именуемое также мастурбацией. В-четвертых, в медпункт солдаты обращались не только по поводу потертостей и насморка, но и по поводу гонореи, лобковых вшей и прочих заболеваний, передаваемых половым путем. Значит, выход они все-таки находили 🙂

***

Электронный журнал «Будь здорова», статья Когда контрацепция «не работает». Классический ляп:

Ничего подобного. У презервативов есть противопоказание, вытекающее из одного, но очень неприятного последствия для здоровья. Называется это последствие — аллергия на латекс. И проявления могут быть самыми различными — от покраснения и зуда до анафилактического шока. И приходится таким партнерам искать полиуретановые презервативы, которые действительно неаллергенны, но при этом стоят намного дороже своих латексных собратьев.

***

Ну и, наконец, о преднамеренном искажении информации. На просторах блогосферы разгорелось пламя. Вот из этой искры. Если коротко, то речь идет о рекламе биологически активных добавок, которая очень активно идет по радио, на некоторых телеканалах, а также в бесплатно распространяемых газетах. Я слышал несколько таких передач по трехпрограммному радиоприемнику — они построены как «беседа с врачом», где зачитываются «отзывы пациентов», раздаются явно постановочные «звонки в студию», и где речь идет об определенном препарате. В приведенном примере речь шла о «Гравиколл XXI». Его пытались продать с «огромной скидкой» — за 22 тысячи рублей вместо 38 тысяч.

Биологически активная добавка, а согласно свидетельству о регистрации, Гравиколл является именно БАДом, столько стоить не может. Равно, как и не может обладать всеми чудесными свойствами, которые ей приписываются. БАД — это пишевой продукт, а не лекарственное средство. Законом о рекламе (ст.25) запрещено создавать впечатление о том, что БАД являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Тем не менее, во многих случаях именно такое впечатление для потребителей и создается. Примеров масса:

Биологически активная добавка к пище «Брейн Бустер» («Brain Buster»)

В заключении сказано, что это всего лишь дополнительный источник тирозина.

Теперь смотрим, как его рекламируют: скан из газеты Центр Plus № 9 за 2006 год.

Спектр «излечиваемых» заболеваний впечатляет, не так ли?

Или вот биологически активная добавка к пище «Олигохит».

В соответствии с заключением является дополнительным источником пищевых волокон (в модификации «Янтарный») или пищевых волокон и аскорбиновой кислоты (в модификации «Аскорбат»).

Берем газету Центр Plus Запад, № 15 за 2006 год и наслаждаемся чудесными свойствами препарата.

И так до бесконечности. Самое главное, что все эти препараты продаются без рецепта, значит не нужно идти к врачу, тратить деньги и/или время на консультации. Можно просто заказать по телефону, и тебе прямо на дом доставят панацею. Но на самом-то деле, доставят не более чем пищевой продукт. Если что-то пойдет не так, заболевание обострится или обещаемый эффект не будет достигнут, ничего доказать не удастся, и деньги не вернут. Потому что покупали вы биологически активную добавку к пище, а не лекарственный препарат.

Блоггеры попытались обрушить телефоны фирмы, торгующей Гравиколлом, акция идет до сих пор. Впрочем, появляются и разумные предложения, которые могут оказаться полезными в долгосрочной перспективе. Например, ожидался запрос в прокуратуру от депутата Ройзмана. Кроме того, организован сбор «компромата» — конкретных примеров некорректной рекламы в различных СМИ для составления открытого письма в разрешительные и контролирующие организации.

Впрочем, есть и еще одна возможность избежать обмана. Просто не попадайтесь на удочку «продавцов воздуха». Не так сложно «пробить» предлагаемый препарат, например, по базе БАД Роспотребнадзора или по Регистру лекарственных средств. Не дайте надуть себя и ваших близких.

Впервые опубликовано 15.10.2007

 Leave a Reply

Войти с помощью: 

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

(required)

(required)